АЛАБУГИН МИХАИЛ
 
г.НОВОКУЗНЕЦК
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ С АВТОРСКИМИ ФОТОГРАФИЯМИ
 
 
ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКАМ МЫ
       
   
ПРИЛОЖЕНИЕ К САЙТУ

                       
                       
 
                       
                       
 

Бессонов Игорь Борисович – «Выпавший ангел»
г.Новокузнецк, Дом творческих союзов, апрель-май 2012г.


Зачем  художникам  МЫ

 


   В течение жизни мы находимся под некоторыми общими социальными (ментальными) приоритетами, в кругу господствующих идей, которые могут в разном возрасте меняться, но могут и остаться неизменными.  Своей очередной выставкой автор старается убедить нас в постоянности своих пристрастий, приобретенных в результате каких-то творческо-ознакомительных событий, повлёкших за собой стойкое неприятие/отрицание любого бытового пространства как достойного для художественного отображения.  Именно поэтому все работы буквально пронизаны впечатлениями автора от его путешествий и переживаний, которые он испытал при соприкосновении с  «Высоким» в студенческие годы – тогда, естественно, могли иметь место непреодолимые иллюзии.  Но представленные произведения написаны сейчас, когда, казалось бы, через сорок-то лет    А может ему важны не сами великие произведения искусства, а то испытание, которого оно требует от человека хотя бы для незначительного приближения к
   Художник Бессонов И.Б. всеми силами стремится к тому, чтобы зритель воспринимал его «художественное состояние» как живую ткань своего нынешнего бытия; при этом  выбрал определённую творческую модель пренебрежительного поведения к современному зрителю (тоновую проработку плоскости холста, небрежность и неубедительность пластических линий, даже название выставки вызывает недоумение), не захотев ничего менять в своих художественных пристрастиях вычитанных из «учебников» по искусству.  Осознание своей исключительности, подкреплявшееся местным «ареопагом», мнения которых об искусстве подчинены инерции привычного внедрённых в сознание общества теми же «учебниками», помогало ему творить среди окружающего «духовного пейзажа» для того, чтобы увековечить своё имя в своём провинциальном окружении.  Романтически-максималистское подвижничество со стремлением объять необъятное, не имеющего перспектив широкого общественного резонанса – здесь я просматриваю попытку понять им уже не идеал человека, а идеал образа человека в предшествующей литературе и изобразительном искусстве. Навязав своим реальным моделям несообразное для них духовное содержание,   Бессонов И.Б. пробует уйти от натуралистического к реалистическому, слить реальное с воображаемым, зримое и мыслимое, чем так богато вневременное искусство.  Создавая исключительно художественную правду, что, кстати говоря, большое достижение, он никакой другой – исторической, социальной – задачи, вероятно, перед собой и не ставил, проигнорировав то, что культурные ценности, меняя контекст, искажаются.  Не желая ощущать себя в таком сообществе, которое не соответствует воспринятым им в учебные годы творческим устремлениям – это явно лежит в сфере его внутренних установок – ему, вероятно, было необходимо удостовериться в их очевидности, поучительности и значимости.               
   Атмосфера комфортного изобразительного пространства в его портретах,  со всеми её назидательными построениями и чудесными совпадениями прошлых культур, мало соответствует реалиям его же окружения.  Зато он, прислушиваясь к мнениям провинциальных дам, присвоил себе право говорить с аудиторией тем неповторимым тоном носителя тайных знаний, которые иногда можно спутать с манерой «Учительства». Сам факт присвоения себе завышенных типических черт «Творца» демонстрируют  попытку рефлексировать по поводу , искать объяснения своим художественным замыслам и уже затем осознанно идти к повлекшим за собой внутренним «открытиям».  Понятно, что такой внутренний монолог можно назвать трагедией художника, так как в контексте своего времени его правда – ложь, а его выставка – подиум для показа «нового платья голого короля».  Ведь признательность дарит ему ближний круг, а дальше, там, где «бездуховные миллионы», – пустота и тоскливая реальность.   Ставя в вину своим окружающим сородичам их приземленность, практичность, неумение воспарить, – тут следует говорить, скорее, о профессиональном высокомерии, особой фобии по отношению к другим профессиям (менее творческим) – Игорь Борисович в очередной раз провозглашает нехитрую мысль, что выставка всего лишь забава, а вовсе не место, где ожидаешь чего-то …  Сама то выставка не влияет на реальные отображаемые модели, она лишь фиксирует их будучи актом внимания, а их пустота и недалёкость становятся доказательством самоценности существования самого автора.
   Искусство не является самоценным – это «творчество без завтрашнего дня» (Альбер Камю), приносящее радость реализующему себя художнику, растворившегося в собственном существовании.  Творец играет образами, создаёт мифы, а тем самым и самого себя, так как между видимостью и бытием нет чёткой границы.  Поскольку автор выставки пробует убедить нас в «верности высокому» и принадлежности к «недостойному» миру, то, занимаясь художественным творчеством всю жизнь, может ли он оставаться верным своему предназначению? – ведь книжная духовность «безгрешна» лишь до тех пор, пока её не приложили к жизни.  Верит ли сам автор в создаваемую им «духовность» или вымучивает её на потребу морали?  А может здесь присутствует скудость собственной творческой фантазии, исчерпанность образной энергии, которой дышали прошлые поколения?
   Созданная внушительная портретная галерея, в которой его присутствия нельзя не заметить, поможет зрителю, находящегося в декорациях повседневности, сосредоточиться на того рода подвижничестве кем он пытается себя представить.  Перестав всматриваться и общаться с выпавшими на их долю «контингентом» местные творцы, при видимом интересе к «современным проблемам», сами себя обманули оказавшись жертвами собственных иллюзий: будто истинный художник задавшись целью познавание мира через  духовность, не позволит меркантильным интересам взять верх.  Благие намерения известно куда ведут – в художественном плане большинство местных авторов  достаточно вторичны и конъюнктурны при всех их благородных замыслах и творческой отдаче.  Вешать на них за это всех собак бессмысленно: каждое время, как говорится, имеет тех художников, которых заслуживает, потому что по собственному недомыслию они и попали в историческую ловушку.  Расслабимся и будем получать удовольствие и забавляться.
   В общем, всё замечательно, поговорили, выпустили пар – собаки лают, караван идёт, жрецы продолжают своё великое дело, о котором непосвящённые судить недостойны.  И вот мы уже почти верим

 

Бахарев Н.С.          май 2012г.

       
 
   
 
       
 
       
 
   
 
       
 
       
 
   
 
       
       
         
 
НЕКОТОРЫЕ  КАРТИНЫ  КИСТИ  БЕССОНОВА И.Б.
 
   
         
   
         
   
         
         
 
© Алабугин Михаил. г.Новокузнецк. Фотографии 2007-2012 г.г.
 
электронная почта
     
телефон: 8-904-374-08-82
         
Сайт управляется системой uCoz