Бессонов Игорь Борисович – «Выпавший ангел»
г.Новокузнецк, Дом творческих союзов, апрель-май 2012г.
Зачем художникам МЫ
В течение жизни мы находимся под некоторыми общими социальными (ментальными) приоритетами, в кругу господствующих идей, которые могут в разном возрасте меняться, но могут и остаться неизменными. Своей очередной выставкой автор старается убедить нас в постоянности своих пристрастий, приобретенных в результате каких-то творческо-ознакомительных событий, повлёкших за собой стойкое неприятие/отрицание любого бытового пространства как достойного для художественного отображения. Именно поэтому все работы буквально пронизаны впечатлениями автора от его путешествий и переживаний, которые он испытал при соприкосновении с «Высоким» в студенческие годы – тогда, естественно, могли иметь место непреодолимые иллюзии. Но представленные произведения написаны сейчас, когда, казалось бы, через сорок-то лет … А может ему важны не сами великие произведения искусства, а то испытание, которого оно требует от человека хотя бы для незначительного приближения к …
Художник Бессонов И.Б. всеми силами стремится к тому, чтобы зритель воспринимал его «художественное состояние» как живую ткань своего нынешнего бытия; при этом выбрал определённую творческую модель пренебрежительного поведения к современному зрителю (тоновую проработку плоскости холста, небрежность и неубедительность пластических линий, даже название выставки вызывает недоумение), не захотев ничего менять в своих художественных пристрастиях вычитанных из «учебников» по искусству. Осознание своей исключительности, подкреплявшееся местным «ареопагом», мнения которых об искусстве подчинены инерции привычного внедрённых в сознание общества теми же «учебниками», помогало ему творить среди окружающего «духовного пейзажа» для того, чтобы увековечить своё имя в своём провинциальном окружении. Романтически-максималистское подвижничество со стремлением объять необъятное, не имеющего перспектив широкого общественного резонанса – здесь я просматриваю попытку понять им уже не идеал человека, а идеал образа человека в предшествующей литературе и изобразительном искусстве. Навязав своим реальным моделям несообразное для них духовное содержание, Бессонов И.Б. пробует уйти от натуралистического к реалистическому, слить реальное с воображаемым, зримое и мыслимое, чем так богато вневременное искусство. Создавая исключительно художественную правду, что, кстати говоря, большое достижение, он никакой другой – исторической, социальной – задачи, вероятно, перед собой и не ставил, проигнорировав то, что культурные ценности, меняя контекст, искажаются. Не желая ощущать себя в таком сообществе, которое не соответствует воспринятым им в учебные годы творческим устремлениям – это явно лежит в сфере его внутренних установок – ему, вероятно, было необходимо удостовериться в их очевидности, поучительности и значимости.
Атмосфера комфортного изобразительного пространства в его портретах, со всеми её назидательными построениями и чудесными совпадениями прошлых культур, мало соответствует реалиям его же окружения. Зато он, прислушиваясь к мнениям провинциальных дам, присвоил себе право говорить с аудиторией тем неповторимым тоном носителя тайных знаний, которые иногда можно спутать с манерой «Учительства». Сам факт присвоения себе завышенных типических черт «Творца» демонстрируют попытку рефлексировать по поводу …, искать объяснения своим художественным замыслам и уже затем осознанно идти к повлекшим за собой внутренним «открытиям». Понятно, что такой внутренний монолог можно назвать трагедией художника, так как в контексте своего времени его правда – ложь, а его выставка – подиум для показа «нового платья голого короля». Ведь признательность дарит ему ближний круг, а дальше, там, где «бездуховные миллионы», – пустота и тоскливая реальность. Ставя в вину своим окружающим сородичам их приземленность, практичность, неумение воспарить, – тут следует говорить, скорее, о профессиональном высокомерии, особой фобии по отношению к другим профессиям (менее творческим) – Игорь Борисович в очередной раз провозглашает нехитрую мысль, что выставка всего лишь забава, а вовсе не место, где ожидаешь чего-то … Сама то выставка не влияет на реальные отображаемые модели, она лишь фиксирует их будучи актом внимания, а их пустота и недалёкость становятся доказательством самоценности существования самого автора.
Искусство не является самоценным – это «творчество без завтрашнего дня» (Альбер Камю), приносящее радость реализующему себя художнику, растворившегося в собственном существовании. Творец играет образами, создаёт мифы, а тем самым и самого себя, так как между видимостью и бытием нет чёткой границы. Поскольку автор выставки пробует убедить нас в «верности высокому» и принадлежности к «недостойному» миру, то, занимаясь художественным творчеством всю жизнь, может ли он оставаться верным своему предназначению? – ведь книжная духовность «безгрешна» лишь до тех пор, пока её не приложили к жизни. Верит ли сам автор в создаваемую им «духовность» или вымучивает её на потребу морали? А может здесь присутствует скудость собственной творческой фантазии, исчерпанность образной энергии, которой дышали прошлые поколения?
Созданная внушительная портретная галерея, в которой его присутствия нельзя не заметить, поможет зрителю, находящегося в декорациях повседневности, сосредоточиться на того рода подвижничестве кем он пытается себя представить. Перестав всматриваться и общаться с выпавшими на их долю «контингентом» местные творцы, при видимом интересе к «современным проблемам», сами себя обманули оказавшись жертвами собственных иллюзий: будто истинный художник задавшись целью познавание мира через духовность, не позволит меркантильным интересам взять верх. Благие намерения известно куда ведут – в художественном плане большинство местных авторов достаточно вторичны и конъюнктурны при всех их благородных замыслах и творческой отдаче. Вешать на них за это всех собак бессмысленно: каждое время, как говорится, имеет тех художников, которых заслуживает, потому что по собственному недомыслию они и попали в историческую ловушку. Расслабимся и будем получать удовольствие и забавляться.
В общем, всё замечательно, поговорили, выпустили пар – собаки лают, караван идёт, жрецы продолжают своё великое дело, о котором непосвящённые судить недостойны. И вот мы уже почти верим …
Бахарев Н.С. май 2012г. |